Повторите дома

Дети  дошкольного возраста любят игры с предметами, которые часто используются в быту. Это облегчает родителям задачу, так как вам не понадобятся специальные игрушки. Такие игры не только интересны, но еще и развивают ребенка.
Определение закономерностей, как один из способов развития
словесно – логического мышления дошкольников.
Логическое мышление формируется к старшему дошкольному возрасту. Именно в этом возрасте необходимо уделять больше времени для работы с детьми по развитию у них мыслительных операций. И здесь на первый план выходят логические игры и упражнения, как основнойвид деятельности детей дошкольного возраста. Именно с помощью методаиспользования логических задач и упражнений можно повысить эффективностьразвития мыслительных операций у дошкольника.
Уважаемые родители, предлагаю вашему вниманию упражнения на определение закономерностей, которые помогут развить у ребенка способности к анализу и сравнению, устойчивость внимания и оперативную память.
Желаю Вам продуктивных занятий и эффективных результатов!
    

Игры с прищепками
 Для игры понадобятся прищепки разных цветов и размеров и плоскостные картонные фигурки. Ребенок прицепляет прищепку к фигурам и создает разные образы: солнышко, морковку, жучка и так далее.
Игры с фольгой и пищевой пленкой
Ребенок заворачивает в фольгу или пищевую пленку разные предметы (это могут быть как различные предметы, мелкие игрушки,   так и овощи, фрукты и т.п.). Затем ребенок должен, не разворачивая фольги, угадать предмет. Другой вариант игры  — родитель сразу предлагает  малышу  угадать, что  завернуто в фольгу,  но может задавать наводящие вопросы (или без них).
Игра «Входит – не входит»
Для игры понадобится пластиковая бутылка, невысокая, с широким донышком для устойчивости, предметы разного размера. Ребенок должен поместить предметы в бутылку. Игра поможет ребенку научится соотносить предметы разного размера.
Игры с крупой
Наполните большой контейнер любой крупой (манкой, гречкой) , дайте ребенку маленькую лопатку или большую ложку, ведерко и разные емкости для пересыпания крупы. Ребенок сможет там играть как в песочнице. Можно предварительно спрятать мелкие игрушки (киндер) в крупе и попросить ребенка отыскать их.
Игры с соленым тестом
 Смешайте муку с солью, добавьте воду и замесите тесто.  Соленое тесто быстро засыхает, поэтому его нужно замешивать небольшими порциями. Из него можно лепить разные фигурки или объемные картины, и оно абсолютно безопасно для ребенка. Когда поделка высохнет, ее можно раскрасить.
Игры на сортировку
Сортировка предметов — это интересное и полезное занятие для детей. Пуговицы, камушки, ракушки, каштаны, шишки, открытки ребенок под вашим присмотром раскладывает по кучкам.
Найди парный предмет
 Возьмите два бумажных пакета и положите в каждый из них по нескольку одинаковых парных предметов. Это могут быть шарики из ваты, квадратики шелковой материи, кусочки шерстяной пряжи, пуговицы разной формы, губка, разрезанная на части разной величины. Не глядя, ребенок должен вынуть сначала какой-нибудь предмет из одного пакета, а затем найти такой же в другом. Понаблюдайте, сколько времени это будет занимать у него каждый раз.
Интересными для ребенка будут игры по типу квеста. Родитель прячет предмет или сладости в определенном месте квартиры и рисует ребенку План (схему) его нахождения, а ребенок ищет. Либо можно вспомнить старую, но очень интересную игру «Тепло, холодно».
Необходимо включать в режим и динамичные игры. Хорошим вариантом подвижных игр дома могут стать игры на подражание. Предложите ребенку интересную зарядку,  в которой он может подражать вашим действиям или изображать что-либо. Изображать можно все, что угодно: игрушки (юлу, неваляшку, мяч); животных (зверей, птиц, насекомых); транспорт (велосипед, самолет, машину, поезд и так далее) и т.д. Можно либо показывать движения, а ребенок за вами повторяет, либо ребенок вытягивает карточку с изображением или написанным словом и сам придумывает,  как его можно показать.
Прекрасным вариантом подвижных игр могут стать танцы. Можно просто включить музыку и двигаться так, как хочется, а можно включить песни, в которых необходимо выполнять заданные движения.
Существует огромное количество физминуток в стихах, которые можно выполнять вместе с ребенком в качестве динамический пауз.
И конечно, этот период может стать прекрасным временем для сплочения всей семьи и проведения теплых вечеров.
Можно всей семьей сесть за создания семейного фотоальбома. Дети, как правило, любят слушать разные истории из жизни своих родителей, братьев и сестер. Откройте старый семейный альбом и расскажите ребенку, кто это снят на фотографиях, где и при каких обстоятельствах сделаны те или иные снимки. Можно попросить ребенка придумать названия к каждой фотографии.
 И не забывайте читать книги. Можно проигрывать сюжеты, создавая персонажей из различных материалов: бумага, пластилин, платки и пр. Хорошим и увлекательным вариантом проигрывания сказки может стать теневой театр. Персонажей в таком театре можно делать с помощью рук или сделать шаблоны из бумаги.
Полезные Интернет-источники:
 Большой комплекс физминуток представлен на сайте https://pochemu4ka.ru/publ/108-1- 0-1151 Песни-игры, разбитые по возрастам, подвижные игры, идеи для занятий и подборка детских книг можно найти на сайте https://jili-blog.ru/muzykalnye-pesni-igry-zheleznovoj-povozrastam-skachat.html 
Играем в словесные игры
Роль словесных игр в обучении детей  очевидна, так как с их помощью можно успешно развивать важнейшие психические процессы, расширять кругозор ребенка. Для данных игр не нужен никакой реквизит, играть в них можно дома.
 Игры на развитие внимания
Игра «Кто больше заметит небылиц?», в которой ребенок внимательно слушая стихотворение, замечает все небылицы.
Это правда или нет?
Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
Га-га-га! – пел соловей.
Быстро дайте мне ответ –
Это правда или нет?
Игра «Хлопни в ладоши»
Ход игры: ребенок должен хлопнуть  в ладоши над головой, если будет названо живое и маленькое.
Муравей, птица, бегемот, булавка, комната, капля, божья коровка, дом, гусеница, муха, ванна, бассейн, пчела, монета, компьютер, кухня, мел, ластик, иголка, шкаф, пуговица, конфета, дверь, кнопка, таракан, озеро, изюм, море.
 Игра «Распутай слова»
Ход игры: ребенок должен объяснить, из каких знакомых слов составлены  названия: огурбузыпомидыни, баклачок, укрушка, грумидоры, чеслук, слижовник, моркофель, вишбрикос, капуслук,  малинкрыж.
 Игра «Найди в слове число»
Ход игры: взрослый называет слова, в составе которых есть имя числительное. Задача ребенка — услышать и назвать его.
Например: стол, простой, трибуна, сторож, сорока, подвал, господин, стоянка, одиночество, семья, трио.
 Игра «Найди слово — невидимку»
Ход игры: Взрослый рассказывает, что, оказывается, в некоторых словах  спрятались еще и другие слова — невидимки. Ребенок должен попытаться их найти. Например, слова: хлев, коса, щель, зубр, столб, укол, удочка, уточка.
 Игра «Исправь ошибки»
Ход игры: Взрослый читает стихотворения, намеренно делая ошибки в словах. Ребенок должен назвать слова правильно.
  1. Посмотрите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке (Маки)
  1. Закричал охотник – «Ой!
Двери гонятся за мной!» (звери)
  1. Тает снег, течет ручей,
На ветвях полно врачей! (грачей)
  1. Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села (дочками).
  1. Миша дров не напилил,
Печку кепками топил (щепками).
  1. Сели в ложку и айда!
По реке туда – сюда! (В лодку)
  1. Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом! (На коне).
  1. Жучка будку не доела: (булку)
Неохота, надоело!
  1. Мы собрали васильки,
На голове у нас щенки! (венки)
  1. Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами (чайки).
  1. На болоте нет дорог,
Я по кошкам прыг да скок! (кочкам).
  1. Забодал меня котел,
На него я очень зол! (козел).
  1. Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался дом (сом).
  1. Врач напомнил дяде Мите:
— не забудьте об одном,
Обязательно примите
Десять цапель перед сном (капель).
 Игра «Отгадай-ка»
Ход игры:  Взрослый  описывает  предмет, не называя его, ребенок по описанию должен его узнать.
«Металлическая, из прутиков, стоит на подоконнике, оттуда слышно пение птички», «Белого цвета, электрический, крышка открывается, сбоку горит красная лампочка, стоит на подставке, в нем кипятится вода».
 Игра «Что это за птица (зверь)?»
Ход игры:  Взрослый  описывает  животное, не называя его, ребенок по описанию должен его узнать.
«Это птица большая, на ногах шпоры, на голове красный гребешок, желтый клюв, красивый хвост, будит по утрам».
 Игры на развитие мышления
Игра «Кто кем будет»
Ход игры: Взрослый, обращаясь к ребенку, задает вопрос:
«Кем (чем) будет:
Яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик,  девочка, почка, щенок,  теленок, доска, птенец, козленок, ягненок?» и т.д.
 Игра «Мозговой штурм»
Ход игры: ребенку предлагается быстро ответить на вопросы.
  1. Надпись на письме, которая указывает, кому и куда посылают письмо (Адрес).
  2. Место, где готовят и продают лекарства (Аптека).
  3. Сильная метель. Снежная буря (Вьюга).
  4. Часть суток от конца дня, до начала ночи. (Вечер).
  5. Загородный дом для летнего отдыха. (Дача).
  6. Детеныш собаки (Щенок).
  7. Фрукты и ягоды, сваренные в сахарном сиропе (Варенье).
  8. Помещение для стоянки и ремонта автомобилей (Гараж)
  9. Лиственное дерево с белой корой (Береза)
  10. Тот, кто сражается с врагом (Воин).
  11. Торжественный день в честь или память кого – либо или чего – либо (Праздник).
  12. Ломтик хлеба с маслом, сыром, колбасой (Бутерброд)
  13. Отличительный знак государства, изображенный на флагах, монетах, печатях. (Герб).
 Игра «Назови лишнее»
Ход игры: Взрослый называет слова: морковь, помидор, капуста, огурец, яблоко, свекла. Просит  ребенка назвать лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее.
Варианты слов: яблоко, лимон, апельсин, морковь, мандарин, груша, банан;
Кастрюля, тарелка, кружка, туфли, ложка, чашка;
Сандалии, туфли, тапочки, ботинки, кофта, сапоги;
Кофта, платье, юбка, брюки, кроссовки, футболка, плащ.
 Игра «Продолжи предложение»
Ход игры: Ребенку предлагается продолжить предложение.
  1. В горах нельзя громко кричать потому, что….
  2. Птицы начали вить гнезда потому, что….
  3. Птицы полетели на юг потому, что….
  4. На небе появилась луна потому, что….
  5. Трава завяла потому, что….
  6. В доме стало тепло потому, что…
  7. Собаки домашние животные потому, что….
 Игра « Найди ошибки»
Ход игры: Взрослый предлагает ребенку найти ошибки в следующих предложениях:
  1. На тарелке лежало два яблока: одно было зеленое, а другое кислое.
  2. У меня собака большая и умная, а у тебя маленькая и некрасивая.
  3. У меня картинка яркая, красочная, а у тебя грустная.
  4. Было у отца двое сыновей. Старший был работящий, а младший ничего не понимал.
 Игра « Чего не может быть»
Ход игры: Взрослый предлагает ребенку объяснить, могут ли происходить в жизни перечисленные события.
  • Свинья летает.
  • Рыба бежит к морю.
  • Петух кукарекает.
  • Муравей тащит бревно.
  • Носорог залез в нору.
  • Соловей ловит медведя.
  • Мама младше дочки.
  • Дедушка старше внука.
  • В холодильнике жарятся котлеты.
  • У кукушки вывелись котята.
  • Мальчики играют в баскетбол.
  • Пингвин ударил леопарда своим рогом.
Игра «Скажи наоборот»
Ход игры: Взрослый называет слово, а ребёнок – противоположное ему по значению: толстый — тонкий, сильный – слабый, кислый – сладкий, война – мир.
 Игра «Противоположные действия»
Ход игры: Взрослый называет  ребенку глаголы, а он должен назвать и показать противоположные.
Пример: «таять – замерзать», «засыпать – просыпаться», «подниматься – опускаться», «нагревать – остужать», «чинить – ломать», «поджигать – тушить»
 Игра «Придумай много слов»
Ход игры: Взрослый называет действие: «плывет», а ребенок подбирает как можно больше предметов, которые осуществляют это действие:  пароход, лодка, рыба, бревно, щепка, утка, гусь, лебедь, корабль, парусник, облако.
Действия: Летит, растет, поет, ползет, визжит, ткет, лает, скрипит, умывается, ссорится, работает, улыбается, висит, шипит, сверкает, шумит.
 Игры на развитие памяти
 Игра «Тренинг слуховой памяти»
Ход игры: Взрослый читает вслух подборки слов, а ребенок должен повторить их в том же порядке.
  1. Дом, дерево, солнце, ветер, небо.
  2. Мама, брат, сестра, дядя, тетя.
  3. Май, лето, среда, весна, сентябрь.
  4. Луна, звезды, солнце, воздух, облака.
  5. Море, река, озеро, пруд, болото.
  6. Диван, стул, кресло, стол, кровать, шкаф, ковер.
 Игра «Повтори в другом порядке».
Ход игры: Ребенку предлагается послушать 4 названия предметов, а затем повторить их в другом порядке: от самого маленького к самому большому.
  • слон – волк – жук – кот,
  • утка – лебедь – ворона – воробей,
  • вишня – слива – ананас – арбуз,
  • кит – дельфин – щука – ерш,
  • океан – пруд – море – лужа,
  • трасса – дорога – тропинка – шоссе.
 Игра «Я положил в мешок».  Взрослый начинает:  «Я положил в мешок яблоки»,  а ребенок повторяет и добавляет: «Я положил в мешок яблоки и бананы» и т.д.
 Игры на развитие воображения
 Игра «Оживи предмет»
Ход игры: Взрослый предлагает ребенку придать предметам неживой природы способности и качества живых существ, а именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.
В какое живое существо ты бы превратил воздушный шарик?
— О чем думает  обувь?
— О чем думает мебель?
 Игра «Способы применения предметов»
Ход игры: Взрослый предлагает придумать как можно больше способов применения: старые лампочки, покрышки, кирпич, старые коробки.
 Игра «Что может произойти, если»
Ход игры: Взрослый спрашивает у ребенка: «Что произойдет, если: люди начнут летать как птицы, собаки начнут разговаривать человеческим голосом, оживут все сказочные герои, из водопроводного крана польется апельсиновый сок».
 Игра «Придумай рассказ из трех слов»
Ход игры: Взрослый предлагает придумать рассказ из трех слов:
Светофор, мальчик санки; белка, булка, корабль; звезды, кот, колбаса.
 Игра «Сказка наоборот»
Ход игры: Ребенок должен рассказать сказку так, чтобы в ней все было наоборот (заяц охотится за волком, слон величиной с горошину, а мышка  — с гору).
 Игра «Дополни рассказ»
Ход игры: Ребенок должен соединить в связный рассказ два разных предложения («Мама купила в магазине рыбу……, поэтому вечером  пришлось зажигать свечи». «На улице пошел дождь….., поэтому наша кошка осталась голодная». «На полянке рос цветок……., поэтому пошел снег»).

Упражнения  «Спичечные головоломки»
Спички детям не игрушка! А средство для тренировки мышления. В целях безопасности предлагаю заменить спички на счетные палочки.
Из таких простых маленьких палочек получаются очень сложные головоломки.
Для начала разомнемся:
  • сложите из пяти палочек два одинаковых треугольника;
  • из семи палочек два одинаковых квадрата;
  • уберите три палочки, чтобы получилось три одинаковых квадратика.
Теперь посложнее:
  • Переложите три палочки так, чтобы стрела полетела в обратную сторону.
  • Рыбку тоже нужно развернуть в другую сторону, переложив при этом всего три палочки.
  • Уберите две палочки, чтобы получилось два равносторонних треугольника.
  • Переложив всего три палочки, достаньте клубничку из бокала.
     
Логические задачки «Какой фигуры не хватает?»
Уважаемые родители!  Предлагаю вашему  вниманию логические задачки «Какой фигуры не хватает?». Такие задачи на логику развивают у дошкольников внимание, наблюдательность,  умение определять признаки, обобщать, сопоставлять обобщенные признаки (признаки одного ряда фигур с обобщенными признаками другого). В результате выполнения этих мыслительных операций и происходит решение задачи, то есть поиск недостающей фигуры.

    




семья и дом (700x514, 161Kb)

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь, брат, сестра, внук, внучка, фамилия, имя, отчество, семья, тётя, дядя, отец, мать, школьник, школьница, отличник, бассейн, шахматы, шашаки, журнал, книга, телевизор, радио, дом, квартира, подъезд.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: большой, маленький, ласковый, старший, младший, взрослые, любимый, дружный, добрый, злой, высокий, низкий, детский, старый, молодой, цветной, мягкий, твердый, удобный, благоустроенная, двух-, трех-, четырехкомнатная, сильный, слабый, примерный, шаловливый, послушный, веселый, грустный, мудрый, глупый, ленивый.

ГЛАГОЛЫ: сидит, стоит, спит, рисует, шить, пороть, варить, гладить, чинить, рвать, штопает, стирает, убирает, разбрасывает, рассказывает, плачет, смеется, дружит, ссорится, помогает, ухаживает, ворчит, любит, пеленает, стряпать, посещать.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАК:
Мама (какая?) – ласковая, добрая, нежная, заботливая…
Папа (какой?) – смелый, сильный, строгий, веселый, выносливый...
Бабушка (какая?) - добрая, ласковая, хозяйственная, аккуратная…
Дедушка (какой?) - трудолюбивый,заботливый,внимательный...
Семья (какая?) - дружная, крепкая, сплоченная, многодетная, большая, спортивная…

ОБРАЗОВЫВАТЬ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:
Шарф (чей?) – мамин, папин, дедушкин, брата, сестры…
Кофта (чья?) – дочкина, мамина, бабушкина…
Пальто (чьё?) – мамино, папино, бабушкино…

УМЕТЬ СРАВНИВАТЬ, КТО СТАРШЕ/МЛАДШЕ:
Папа – сын (папа старше, а сын младше).
Папа – дедушка ….
Дядя – внук…
Внучка – бабушка…

ПОНИМАТЬ ЛОГИКО - ГРАММАТИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ:
Мамина дочка, мама дочки, дочка мамы.

СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗ О СВОЕЙ СЕМЬЕ:
СЕМЬЯ – это родные люди, живущие рядом, в вашей квартире.
С кем ты живешь?
Сколько человек в твоей семье?
Кто старше всех? Кто младше всех?
Кто дети? Кто взрослые?
Как зовут твоих родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер?
Как вы живете?
Чем занимается мама, папа, брат, сестра, ты?
Чем вы любите заниматься в выходные дни?
Как проводите праздники?
К кому вы любите ходить в гости? Почему?
Любишь ли ты своих родных? За что?

ИГРА«КТО КЕМ ПРИХОДИТСЯ?»
Кто девочка для мамы? (дочка)
Кто мальчик для мамы? (сын)
Кто мальчик для девочки? (брат)
Кто мама для папы? (жена)
Кто девочка для дедушки? (внучка)
Кто мальчик для бабушки? (внук)
Кто мама для бабушки? (дочь)
Кто папа для мамы? (муж)
Кто папа для бабушки? (сын)

ИГРА «КТО СТАРШЕ (МЛАДШЕ)?»
Кто старше девочка или мама?
Кто младше мальчик или мама?
Кто старше девочка или дедушка?
Кто младше мальчик или бабушка?
Кто старше мама или бабушка?

ИГРА «ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?»
Бабушка носит халат. Халат чей? (бабушкин)
Папа носит галстук. Галстук чей? (папин)
У мамы есть шарф. Шарф чей? (мамин)
У Пети есть мяч. Мяч чей? (Петин)
Дедушка носит рубашку. Рубашка чья? (дедушкина)
Мама носит шляпу. Шляпа чья? (мамина)
Таня носит платье. Платье чьё? (Танино)
Папа надел пальто. Пальто чьё? (папино)
Дедушка надел ботинки. Ботинки чьи? (дедушкины)
Мама надела сапоги. Сапоги чьи? (мамины)

Дети приготовили подарки Дедушке Морозу. Сможешь догадаться, кто какой подарок сделал?

Дед Мороз привёз зверушкам гостинцы! Пройди по линиям, и узнаешь, кто какие лакомства получил.







Помоги Снегурочке подобрать упаковку к подаркам.

Развивающие задание для детей 4-7 лет. Тема: Новый год



Задание. Чьи следы?

Как ты думаешь, чьи это следы? Соедини линиями следы и того, кто их оставил.
Задание. Чьи следы?











Тема: «Здоровей-ка»
  1. Побеседовать с ребёнком на темы:
• что такое здоровье и как его сберечь;
• что такое витамины;
• о своих органах, их работе и значении;
• что такое режим, гигиена и закаливание;
• о том, что есть полезные и не полезные продукты, какие они;
• что такое микробы и вирусы;
• какие бывают болезни, что их вызывает;
• как предупреждать болезни;
• что такое аптека, для чего она нужна;
  1. Поиграть в игру:
«Для чего?»
Мыло (для чего нам нужно ?) __________________________
Зубная паста ________________________________________
Зубная щётка ________________________________________
Расчёска _____________________________________________
Бинт _________________________________________________
Таблетки______________________________________________
Витамины ____________________________________________
утренняя зарядка ______________________________________
физкультура___________________________________________
  1. Выучить стихотворение:
Солнце, воздух и вода –
Наши лучшие друзья.
С ними будем мы дружить,
Чтоб здоровыми нам быть.
Тема: «Здоровей-ка»
  1. Побеседовать с ребёнком на темы:
• что такое здоровье и как его сберечь;
• что такое витамины;
• о своих органах, их работе и значении;
• что такое режим, гигиена и закаливание;
• о том, что есть полезные и не полезные продукты, какие они;
• что такое микробы и вирусы;
• какие бывают болезни, что их вызывает;
• как предупреждать болезни;
• что такое аптека, для чего она нужна;
  1. Поиграть в игру:
«Для чего?»
Мыло (для чего нам нужно ?) __________________________
Зубная паста ________________________________________
Зубная щётка ________________________________________
Расчёска _____________________________________________
Бинт _________________________________________________
Таблетки______________________________________________
Витамины ____________________________________________
утренняя зарядка ______________________________________
физкультура___________________________________________
  1. Выучить стихотворение:
Буду спортом заниматься
Танцем, песней увлекаться.
Отжиматься, приседать,
Не лежать и не скучать.
Я хочу здоровым быть,
Чтоб к врачам мне не ходить.





























1.Рассмотреть с ребенком натуральные овощи: морковь, лук, помидор, огурец, свёклу. Объяснить, что это все можно назвать одним словом «овощи», помочь запомнить обобщающее понятие «овощи». Обратить внимание на цвет, форму, вкус овощей.
По возможности рассказать и показать ребенку, где и как растут овощи, что из них готовят (суп, салат, винегрет.).
Совместно с ребенком приготовить любое блюдо из овощей.
2. Игра «Дай овощ».
Попросить ребенка дать овощ, похожий на круг, на овал, на треугольник.
-Дай помидор (огурец, морковь…). Дай красный овощ, зеленый овощ, дай круглые овощи и т.д.
3. «Что пропало?» (3-5 картинок или натуральных овощей). Дать инструкцию: посмотри внимательно, запомни. Теперь закрой глаза. Вы в это время прячете какой-либо овощ (закрываете или переворачиваете картинку). Ребенок открывает глаза, а взрослый спрашивает:
- чего нет? Нет (помидора, лука, огурца, свёклы, морковки).
4. Упражнение «Назови ласково». Огурец- (огурчик), помидор-…, лук-(лучок), морковь-…, картофель- (картошечка), свёкла- (свеколка).
5.Игра «Угадай овощ». Нарезать овощи кусочками. Ребенок закрывает глаза и пробует какой-нибудь овощ. Спросить: - Что ты пробуешь? (Что это?) Назови, покажи.




6. Обвести и раскрасить овощи.

Тема «Фрукты»

1. Взрослым рекомендуется:
-рассмотреть дома с ребенком натуральные фрукты или картинки: яблоко, груша, апельсин, лимон, банан (узнавать и называть их).
-обратить внимание на цвет, форму, вкус фруктов;
-объяснить, что это все можно назвать одним словом "фрукты", помочь запомнить обобщающее понятие "ФРУКТЫ";
-по возможности рассказать и показать ребенку, где и как растут фрукты, что из них готовят;
-совместно с ребенком приготовить любое блюдо из фруктов (салат, компот).
2. Узнавать фрукты по вкусу и запаху «Определи фрукт по вкусу (запаху) что это» (с закрытыми глазами).
3. «Что пропало?» (3-5 картинок или натуральных фруктов).
Дать инструкцию: посмотри внимательно, запомни. Теперь закрой глаза.
Вы в это время прячете какой-либо фрукт. Ребенок открывает глаза, а взрослый спрашивает:
- чего нет? Нет (яблока, лимона, апельсина, банана, груши).
4. Упражнение для пальчиков «Мы делили апельсин».
Мы делили апельсин. Сжимание и разжимание кулачков.
Много нас, а он один. 
Эта долька для ежа,     Поочередное загибание пальчиков
Эта долька для чижа,   левой руки пальцами правой, начиная
Эта долька для утят,    с мизинца.
Эта долька для котят,
Эта долька — для бобра,
Ну, а волку - кожура.   Показать вытянутые вперед ладошки.
Он сердит на нас — беда.   Поднять руки с разведенными
Разбегайтесь кто куда!        пальцами вверх.

5. Подбери заплатку.



Тема «Осень»
1. Рассмотреть с ребёнком картинки на тему «Осень» (найти в интернете). Вспомнить, какое сейчас время года.
2. Во время прогулки понаблюдайте за осенними изменениями в природе и назовите основные признаки осени – повторить за взрослым (по возможности): стало холодно, на небе серые тучи, часто идет дождь, желтеют и опадают листья, травы и цветы завяли, дует ветер, птицы улетают в теплые края, люди надевают тёплую одежду, люди собирают  грибы.
2. Завести коробочку для «Осенних подарков», сложить в нее осенние листики, жёлуди, каштаны и т.д. (принести в сад).
3. Сделать дома вместе с ребёнком простые поделки из природного материала, пластилина и бумаги (грибок, дерево, ёжика…).
4. Вызывать активное звукоподражание: У-У-У – завывает ветер, кап-кап-кап – идёт дождик, ш-ш-ш- - шуршат сухие листики, ж-ж-ж – жужжат осенние мухи и т.д.
5. Дыхательная гимнастика: сдувать сухие листочки с ладошки, скамейки и т.п.





6. Найти тень и соединить.








Дидактическая игра: «Чудо овощи».Цель: познакомить детей с плодами овощных культур. Закрепить знание о месте их произрастания – огороде. Закрепить умение описывать овощ по характерным признакам, согласно схеме. Оборудование: картинки с изображением овощей, набор овощей.


Беседа об утренней погоде. Цель: обогащать словарь детей, учить вести диалог, отвечать на вопросы полными предложениями


Беседа «Для чего выращивают фрукты и овощи»?
(познание) Беседа «Скажи овощам спасибо"
Д/и «Куда положить урожай зайчика»Альбом «Осенние дары» - что делают огородники в это время.
Дидактическая игра «Помоги собрать урожай»

Дидактическая игра «Дары природы» Формировать способы зрительного  и тактильного обследования знакомых предметов. Развивать чувство формы.

Подвижная игра «Баба сеяла горох»
Баба сеяла горох. (Дети приседают, держась за руки) 
Ох! Уродился он неплох. (Приседают)
Ох! Уродился он густой. (Идут в центр.)
Мы помчимся — ты постой!
Горошинки разбегаются по участку, а водящий ловит их. Первый, кого поймают, становится водящим. Водящими могут быть и два и три ребенка. Водящий имеет право только салить.

Сказка о том, как труд лень победил

   Гайланс В. И.          
В волшебной стране мастеров жил великий мастер по имени Труд. Он жил в чудесном дворце, и жители этой страны приходили к нему учиться мастерству.
Жила в этой удивительной стране мастеров фея – волшебница по имени Рукодельница.
Она плела, ткала, вязала, вышивала. Все ее изделия обладали чудесной силой – приносили здоровье, радость, любовь, нежность и тепло.
В этой стране царили благополучие и счастье. Жители были самыми изобретательными, творческими, искусными – настоящими мастерами своего дела.
Однажды мастер Труд и фея Рукодельница отправились путешествовать по разным странам – поучиться новому мастерству, себя показать. Фея Рукодельница повезла свои чудесные изделия, чтобы дарить их тем, кто в них нуждался.
Злую колдунью Бездельницу одолевали злость и зависть. И как только она узнала о том, что мастер Труд уехал, закинула в волшебную страну мастеров вирус Лень. Он проникал в каждый дом через телефоны, компьютеры, телевизоры, даже в открытые форточки и замочные скважины. Вирус Лень сначала поразил детей. Они так обленились, что не хотели ходить в школу, в детский сад. Родители приносили им еду прямо в постель. Постепенно вирус Лень одолел и взрослых. Закрылись магазины, банки, дворники не метут улицы, в домах исчезли вода, отопление и электричество.
Постепенно Солнце скрылось с горизонта, и волшебная страна погрузилась во тьму.
Колдунья Бездельница поселилась во дворце великого мастера и радовалась тому, что в нем тишина, покой и полное безделье. Нет больше волшебной страны мастеров!
Когда мастер Труд и фея Рукодельница вернулись домой, они сразу догадались, чьи это проделки. Только Труд может победить Лень, но сначала надо победить злую колдунью. 
Решили взять ее хитростью – преподнесли ей в подарок красивый загадочный сундук. Бездельница была очень любопытна и сразу же открыла его. Волшебное веретено вдруг прыгнуло в руки Бездельницы и закружилось, завертелось – стало прясть золотую, волшебную пряжу. Хочет колдунья бросить веретено, да никак от рук оторвать не может.
Пряжи образовался огромный клубок, до самых небес. От него яркий свет льется и жар идет. От такого жара вирус Лень превратился в облако и растаял без следа, а клубок в ласковое Солнце.
Жители волшебной страны проснулись от долго сна и сразу же принялись за работу. Дети побежали в школу, во дворец к великому мастеру учиться мастерству.
Злая колдунья Бездельница осталась жить во дворце, так как превратилась в мастерицу по имени Пряха. Крутит она волшебное веретено и прядет пряжу, из которой фея Рукодельница ткет и вяжет свои чудесные изделия. Мастер Труд, как прежде, учит мастерству жителей сказочной страны.


ИГРА «РАЗВЕДЧИКИ ВЕСНЫ»

Утром, выйдя на улицу по дороге в детский сад, в школу, на прогулку поиграйте с ребенком в разведчиков весны. «Разведчики» в нашей игре должны быть очень внимательными и замечать всё вокруг. Задача – найти как можно больше примет весны в окружающем мире.
Вариант 1. Вы с ребенком по очереди называете приметы весны, которые видите вокруг себя.  Побеждает тот, кто назвал последним. Условие для взрослых – взрослый всегда в этой игре называет самые сложные, на первый взгляд невидимые признаки весны или же те признаки, на которые малыш пока внимания не обращает. Например, солнце стало раньше вставать. Или на лужах теперь нет льда. Или: на снегу образовалась тоненькая корочка наста.
Вариант 2. Дается 1 минута чтобы найти как можно больше признаков весны. При этом все игроки молчат и только наблюдают. Если играете на площадке, то дайте возможность ребенку побегать, потрогать, всё обследовать во время этой минутки. После этого каждый рассказывает о том, что увидел. Кто был самый внимательный и кто назвал больше признаков весны – тот сегодня «главный разведчик весны».

ЧТО МОГУТ УВИДЕТЬ НАШИ «РАЗВЕДЧИКИ ВЕСНЫ» В ЭТОЙ ИГРЕ, ИЛИ ВЕСЕННИЕ НАБЛЮДЕНИЯ С ДЕТЬМИ В ПРИРОДЕ.

  • Солнце: а)Трехлетние дети заметят, что весеннее солнышко теплее, хочется снять варежки или расстегнуть пальто. А у некоторых малышей и взрослых от солнца появляются веснушки! От солнца бывают и солнечные зайчики. Б) Четырехлетние и более старшие малыши уже могут заметить, что солнце встает рано и будит людей. Встаешь, а уже светло на улице. А зимой, когда мы просыпались, было еще темно. Значит, день стал длиннее, а ночь короче.
  • Сосульки: под крышей появились сосульки, с них капает вода – можно услышать звуки капели. На солнце сосульки блестят и красиво сверкают. Зимой сосулек было мало, а теперь их много.
  • Снег стал темный, грязный, ноздреватый, зернистый, на солнце он тает. Часто можно увидеть осевший сугроб, из-под которого текут струйки воды – ручейки. В тени и холодных местах снега еще много, а на солнышке он уже растаял. Четырехлетние малыши и более старшие дети уже могут заметить наст – корочку на снегу.
  • Воздух пахнет весной. Он теплый. Можно снять рукавички и протянуть руки к солнышку – ладошкам будет тепло. А в морозы хотелось спрятать руки в теплые варежки. Мы переоделись в более легкую одежду (вместо шубы носим куртку, вместо сапожек – ботиночки и т.д.)
  • Лужи. Весной появляются лужи. Утром они еще затянуты тоненькой корочкой льда. Если нажать на лед палочкой, то он разломится и под ним будет видна вода. Днем лужи тают, и вокруг бегут журчащие ручейки. Почему же лед тает днем?
  • Небо. Весеннее небо ярко-голубое, а зимой оно часто было серым. В небе плывут кучевые облака то быстрее, то медленнее. Почему так получается? Это зависит от силы ветра. Если ветер сильный, облака плывут быстрее.
  • Ручьи. Потекли ручьи. А куда течет ручеек – вверх или вниз? Куда уходит вода? Покажите, как в городе вода стекает в особые решетки. Скажите, что в природе мелкие ручейки впадают в более крупные, а крупные ручьи впадают в речки. Речки переполняются водой, и выходят из берегов.
  • Воробьи прыгают радостно в лужах, купаются, щебечут, греются на солнышке. А зимой они сидели на ветках, нахохлившись.
  • Птицы – снегири, синички, дятлы — перестали прилетать на кормушку. Почему? В лесу уже тепло, появилось много насекомых, и птицы сами находят себе еду. А некоторые птицы улетели от нас, они вернулись на свою родину на север.
  • Насекомые проснулись весной.
  • К нам прилетели-вернулись домой перелетные птицы. Почему же они вернулись? Появились насекомые – их корм.
  • Ледоход. Во льду на речке образуются трещины, он раскалывается и трогается с места. Ледоход – откуда появилось это слово? Ледоход = Лед ходит, лед идет! Лед стал перемещаться по реке, лед тронулся с места!
  • Половодье в лесу или в парке. Почему весной происходит половодье? Снег тает и образовавшиеся ручейки бегут к рекам. Реки выходят из берегов и начинается половодье . На что похоже слово «поло – водье». Полная вода! Полон водой берег реки и лес!
  • Современным городским детям трудно увидеть половодье. Но у нас есть замечательный мультфильм «Дедушка Мазай и зайцы» по мотивам произведения Н. Некрасова, в котором малыши могут увидеть это явление.

КАК ПРИХОДИТ К НАМ ВЕСНА?

Ваш ребенок или дети могут спросить, почему весна не приходит сразу, почему так медленно изменяется природа? Ответьте им стихотворением Ф.И. Тютчева о споре зимы и весны. Весна приходит незаметно, чтобы зима ее не прогнала со двора! Ведь Зима не сразу пускает весну, метет метелями, засыпает ее снегом.
Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
Посмотрите с малышом мультфильм «Веснянка» о споре зимы и весны и о том, как как злая Баба Вьюга не пускала молодую весну в лес.

ВЕСНА: ПРОСТЫЕ ВЕСЕННИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ И ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

  • С 3 лет. Почему тает снег? Положите снег или лед в формочку и поставьте формочку на солнце. Снег превратится в воду. Спросите малыша, почему так случилось? Можно попробовать занести формочку со снегом в комнату – снег также растает. Почему же тает снег? Когда он тает?
  • С 4 лет. Где быстрее тает снег – в тени или на солнце. Возьмите две формочки и положите в них снег или лед. Одну формочку поставьте на солнышко, а вторую спрячьте в тень у забора или у дома. Где лед/снег быстрее растает? Почему? После этого задайте малышу вопрос – где быстрее растает снег – в лесу, где много деревьев или на лужайке? (На лужайке солнечно, поэтому там снег растает быстрее. В лесу много тени от деревьев, и поэтому снег в лесу тает медленнее)
  • С 4 лет. Где быстрее наступит весна? Возьмите формочку и налейте в нее воду. Заморозьте воду в морозильнике или на улице, если еще холодно. Другую такую же формочку (вместо формочек можно использовать стаканчики из-под йогурта или сметаны) наполните снегом. Занесите домой обе формочки – с льдом и со снегом. Поставьте их рядом на стол и наблюдайте, что растает раньше – лед или снег? После этого задайте малышу вопрос – где быстрее наступит весна – на полянке или на реке? (Правильный ответ – весна быстрее наступит на полянке, так как снег тает быстрее чем лед)
  • С 4 лет. Где будут первые проталины? Возьмите пустые стаканчики из-под йогурта или из-под сметаны и заполните их снегом. Очень важно: часть стаканчиков должна быть темной, а часть стаканчиков — белой! Поставьте стаканчики на солнце рядом друг с другом и пронаблюдайте, в каких стаканчиках снег растает быстрее ( в темных). Загадайте малышу загадку – возле какого дерева появятся первые проталины – возле березы или возле рябины? Рассмотрите кору березы – она белая. А ствол рябины темный. Вспомните про наш эксперимент со стаканчиками. Возле какого дерева снег быстрее растает? (возле дерева с темным стволом). Получается, что возле деревьев с темным стволом теплее!
  • С 4 лет. Что плывет, а что тонет? Когда по земле побегут ручейки, бросайте в воду камешки, щепки, палочки, листочки и наблюдайте, какие предметы поплывут в ручейке, а какие утонут. Почему так получается? Какие предметы тонут, а какие плывут в воде? (так малыши познают такое свойство предметов как «легкий – тяжелый»).
  • С 3 лет. Когда появляются листочки? Возьмите на улице ветки тополя и дома поставьте в банки с водой. Воду меняйте каждые 3-4 дня.Через некоторое время появятся листочки. Спросите, почему дома на ветках уже появились листья, а на улице еще нет? Пусть малыш догадается, что для распускания листочков нужно тепло.
  • С 4 лет. Где больше сосулек? Прогуляйтесь с малышом вокруг дома и пронаблюдайте, одинаковое ли количество сосулек на крыше дома? Нет, где-то их больше, а где-то меньше. Почему так бывает? Почему сосульки падают с крыши днем? Оказывается, солнышко днем греет, поэтому на солнечной стороне дома сосульки блестят на солнце и тают, падают вниз на землю, капают. Подставьте ведерко под капающие капли воды и посмотрите, сколько воды в него наберется. Скажите малышу, что талой водой можно поливать растения – они очень любят такую воду.
  • С 5 лет. Весенний снег. Спросите малыша, какой снег убирать труднее – рыхлый или снег спресовавшийся с дорожек? Попробуйте убрать снег лопаткой, чтобы проверить предположение и сделать вывод. Понаблюдайте  с ребенком, где снег быстрее тает – в сугробе, или там где его раскололи на кусочки? На солнце или в тени?
  • С 5 лет. Когда бывает капель? Понаблюдайте с ребенком, когда капельки воды капают с сосулек на крышах домов – днем или ночью? Для этого послушайте капель утром, днем, вечером. Вы увидите, что поздним вечером, как правило, капель прекращается. Почему? Становится холодно, и капельки воды застывают прямо на сосульке. От этого она становится толще.
А теперь давайте поиграем с весенними словами.

РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ С ДЕТЬМИ ПО ТЕМЕ «ВЕСНА»

1.ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ О ВЕСНЕ

Отгадывая эти весенние загадки малыш научится согласовывать прилагательные и существительные в числе и роде.
  • О чем мы можем сказать «весеннее»? (ВесеннЕЕ облако, весеннее солнце, весеннее настроение, весеннее небо, весеннее утро).
  • О чем говорят «весенний»? ( весеннИЙ дождь, весенний ручеек, весенний вечер, весенний лес, весенний парк).
  • А о чем мы говорим «весенняя»? (весеннЯЯ погода, весенняя капель, весенняя проталинка, весенняя речка)
    Догадайся, что я загадала:
  • Весенний журчащий – это речка или ручеек? Как ты догадался? (О речке мы бы сказали «весенняя журчащая»).
  • Весеннее радостное – это утро или вечер? Откуда ты узнал?
  • Весеннии красивые – это тюльпаны или лес? Почему ты так решил?
  • Весенняя первая – это проталинка или подснежник? Как ты догадался?

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ИГРА «ПОМОЩНИКИ ВЕСНЫ»

Задача игры – подобрать как можно больше весенних слов.
Вариант 1. Нарисуйте на листе бумаги солнышко. И попросите ребенка или группу детей подобрать как можно больше слов о весне. Каждое слово будет одним лучиком. Чем больше подберем слов, тем больше получится лучиков у нашего солнышка! И тем теплее оно будет греть! Малыш сказал слово – рисуем лучик. Этот лучик – это лучик от его весеннего слова! Теперь Ваша очередь. Вы подобрали слово – новый лучик и так далее.
Примерный словарь для игры:
Весна какая? Чудесная, ранняя, поздняя, запоздалая, дружная, бурная, теплая, солнечная, близкая, сырая, сухая, влажная, долгожданная, нарядная, румяная, травянистая, туманная, холодная, цветущая, яркая.
Солнышко какое? Теплое, жгучее, яркое, щедрое, утреннее, вечернее, блестящее, яркое, желтое, золотистое, огненное, лучистое, огромное, полное, рыжее, благодатное, веселое, ликующее, нежное, приветливое, радостное.
Вариант 2. Нарвите или нарежьте на кусочки лист белой бумаги. В нашей игре это будут комья снега. Возьмите рисунок с изображением подснежника. Положите на рисунок подснежника Ваши снежные кусочки бумаги так, чтобы цветка не было видно из-под снежного сугроба. Покажите получившийся снежный сугроб детям. Предложите малышам помочь весне, растопить снежный сугроб и увидеть, что спрятано под сугробом снега. Чтобы помочь весне, надо подобрать весенние слова. Одно слово весеннее сказано – убираем один комочек снега. Задача – помочь весне растопить снег полностью. А под снегом детей ждет сюрприз – первые весенние цветы – подснежники, которым они будут очень рады!!! Обычно такая игра вызывает столь бурную речевую активность наших маленьких помощников весны, что приходится делать огрооооомный сугробище, чтобы всем хватило снега. А когда снег тает, что получается? Ручьи! Вот о них мы и будем говорить в этой игре.
Примерный словарь для игры.
Весенние ручьи что делают? Бегут, журчат, звенят, шумят, сливаются в речку.
Какие ручьи? Бурливые, бурные, бурлящие, быстрые, звонкие, веселые, говорливые, журчащие, звенящие, стремительные, шумные, шумливые, кипучие, чистые, мутные, серебристые, светлые, студеные, хрустальные, холодные, весенние.
Земля весной какая? Влажная, сырая, холодная, плотная, рыхлая, мокрая.
Если Вы хотите провести этот вариант игры с группой детей, то очень рекомендую использовать пластиковую массу UHU для прикрепления к доске рисунков. Эта пластиковая масса похожа на пластилин белого цвета. Она рассчитана на многоразовое применение, т.е. можно прикрепить картинку, а затем снова ее открепить, и на листе не останется ни следов, ни пятен.

ЛЕКСИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «СКАЖИ НАОБОРОТ»

Предлжите малышу сказать наоборот:
  • Погода солнечная – погода какая? (пасмурная)
  • Весна ранняя – весна …? (поздняя)
  • Весна нежданная – весна ….? (долгожданная)
  • Ручей мелкий – ручей… ? (глубокий)
  • Зимой снег чистый, а весной он…? (грязный)
  • Зимой дни холодные, а  весной дни…? (теплые)
  • Зимой солнце тусклое, а весной солнце…? (яркое)

Дидактические игры
Культура поведения за столом
hello_html_75720ed8.png
«Кто больше назовет блюд»

Задачи: развивать быстроту реакции на вопрос, внимание; воспитывать выдержку, терпеливость.

hello_html_m27df9edf.png Ход игры. Взрослый называет овощ или фрукт и просит вспомнить блюдо, которое из него можно приготовить. Тот, кому брошен мяч, должен назвать блюдо, не повторяясь. Ошибившийся или ничего не сказавший ребенок пропускает кон. Взрослый может задать какое- то блюдо, а дети должны вспомнить его составляющие и договориться, какой составляющей будет каждый из них. Ведущий выкрикивает, что он хочет положить в кастрюлю, а узнавший себя впрыгивает в круг. Следующий впрыгивает и берет за руку предыдущего. Пока все компоненты не окажутся в круге, игра продолжается. Можно использовать шапочки-маски, медальоны с изображением овощей и фруктов.

«Что едят в сыром виде, а что в вареном? »

Задачи: развивать фразовую речь, произвольное внимание; формировать умение выслушивать своих товарищей, терпеливо ждать своей очереди.

Ход игры. Взрослый показывает детям поочередно овощи и спрашивает, что можно есть в сыром виде, а что нельзя. Дает образец ответа: «Огурец можно есть в сыром виде», «Картофель надо варить». Затем  предлагает хлопать в ладоши, если овощ можно есть в сыром виде, и сидеть тихо, если нельзя.

«Столик, накройся!».

Задача: закрепить навыки сервировки детского стола.

Ход игры: участники вытягивают листочки с изображением блюд на разные этапы питания (завтрак, обед, полдник, ужин) и при помощи плоскостных фигур накрывают столы.
hello_html_6c714340.png


«Накроем стол для кукол».
Задачи: научить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.
Ход игры:
Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают ее, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – ее подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда).
Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы—ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.
Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.



hello_html_585bd382.png
«Чашки – ложки»

Задача: познакомить детей с предметами сервировки (ложка, чашка, тарелка)

«Научим Чебурашку накрывать на стол»
Задача: научить детей правильно сервировать стол, узнавать и называть предметы сервировки.

«Напоим Катю чаем»

Задача: продолжать знакомить детей с предметами сервировки, правильно сидеть за столом.

«Будем кашу варить, будем Сашу кормить»

Задача: обучать детей правильно пользоваться ложкой.

«Кормление кукол»

Задача: развивать устойчивое внимание, умение манипулировать предметами (ложкой, чашкой, тарелкой)

«Красивые салфеточки для трех поросят»

Задача: продолжать обучать детей навыкам пользования салфеткой.

Игры с предметными картинками «Дети обедают»
Задачи: закрепить знания детей о поведении за столом, знания о столовой посуде.


                     Игровая образовательная ситуация «Принимайся за обед»
Задача :закрепить знание названий и назначения мебели и посуды для столовой;
-учить правильно и красиво накрывать на стол, культуре поведения за столом;
-формировать основы внимательного и заботливого отношения к партнерам по игре.
Оборудование: кукла, мебель, посуда для столовой; обеденная скатерть, чайная скатерть, столовые и чайные салфетки; фартук, косынка, пара рукавичек — ухваток.
Дети самостоятельно играют с куклой. Воспитатель предлагает детям накормить куклу. Кукла садится за стол. Но вот незадача: есть-то не из чего.


Дети обычно смеются. Кукла же огорчена. Надо вместе с детьми утешить ее: «Сейчас мы накроем на стол».
Заранее необходимо подготовить как можно больше разнообразной посуды, чтобы дети смогли сделать правильный выбор и сервировать стол к завтраку, обеду или ужину, как они пожелают.
На куклу надевают косынку и фартук, она будет помогать детям сервировать стол. Педагог задает детям вопросы от имени куклы: «Что надо прежде всего поставить на стол? А из чего мы будем есть второе блюдо, пить компот?» Иногда кукла ошибается, например, ставит чашку не на блюдце, а на тарелку. Если дети сами этого не заметят, надо привлечь их внимание.
Наконец все готово: няня подает кукле еду, а воспитатель учит ее правильно сидеть за столом, пользоваться приборами, есть, благодарить за еду.
Кукла может спросить: «Зачем нужна ложка? Ведь удобнее есть руками, правда, дети?» А воспитатель просит детей подсказать кукле, чем едят первое блюдо, второе, фрукты из компота. Затем кукла спрашивает: «А что надо сделать после еды, дети?» и т.д.
После окончания игры дети самостоятельно играют, приглашают в гости других кукол, сервируют чайный стол и т.д.
Вариант. На обед к Мальвине приглашены Буратино, Чебурашка, Хрюша, другие сказочные персонажи. Дети учат кукол правильно накрывать на стол, умело пользоваться приборами и т.д.

Игра - занятие «Напоим куклу Катю чаем»
Дидактическая задача:
-обучать детей поить чаем куклу (позже и другие игрушки: мишку, зайку и т.д.)
-формировать умение последовательно выполнять действия, называть предметы и действия с ними;
-развивать ласковое, заботливое отношение к кукле.
Материал: куклы, чашки, блюдца, ложки, сахарница и чайник из чайного сервиза, игрушечное печенье.
Содержание игры:
Педагог - мама накрывает стол для детей, показывает и называет каждое действие. На первом занятии целесообразно накрыть общий стол по числу играющих детей. Взрослый приглашает детей за стол, еще раз уточняет, что стоит на столе, как называется каждый предмет и для чего он нужен, как им можно пользоваться. Педагог говорит детям о том, что за этим столом дети будут поить чаем своих дочек (кукол). Из-за ширмы появляются куклы, дети
выбирают себе их по желанию, усаживают на левое колено и придерживают левой рукой (показ дает педагог на своей кукле, помогает каждому ребенку взять правильно куклу, если возникает такая необходимость). Взрослый говорит со своей куклой и приглашает каждого ребенка тоже поговорить со своей куклой: «Сейчас будем пить чай, Катенька.



Вот чай наливаю в чашку... положу сахар... ложкой размешаю... возьми печенье... кусай печенье... пей чай... Не торопись, чай горячий...»
На последующих занятиях дети сами будут поить кукол чаем, игровое действие постепенно усложняется за счет ввода в игру варенья и т.п. Где возможно, усложняется и речевое сопровождение, например: «Не пей чай из ложки. Держи чашку крепко. Молодец, ешь печенье аккуратно, не кроши...»


  • Игровая ситуация: «У Кати день рождения»
Задачи:
-обобщить знания детей о сервировке стола, о некоторых продуктах питания;
-закрепить навыки культуры еды, пользования чайной посудой;
-воспитывать умение быть гостеприимными при встрече гостей, радоваться их приходу, выражать слова благодарности, проявлять внимание во время угощения;
-воспитывать положительные эмоции. Развивать самостоятельную инициативную разговорную речь детей
Оборудование: игрушки: кукла в нарядном платье, кукла - мальчик, мишка, заяц; набор продуктов: морковь, банан, апельсин, малина, яблоко; предметы чайной посуды.
Ход: Воспитатель сообщает детям о том, что у куклы Кати сегодня день рождения и она всех нас приглашает в гости.
Обсуждение: «Что можно подарить кукле Кате?»
Дети собираются на день рождения, берут с собой приготовленные подарки.
Дети приходят в гости к Кате, приветливо здороваются, дарят Кате свои подарки. Катя благодарит детей.
Воспитатель: Посмотрите, дети, какая Катя сегодня красивая, нарядная. Во что она одета? (Дети называют цвет платья, банта, туфелек.)
Катя: Ко мне на день рождения пришли еще мои друзья. Вот они сидят на диване.

Воспитатель: Давайте посмотрим, кто пришел к Кате надень рождения.
Дети называют знакомых им персонажей: зайка - попрыгайка, Мишка - Топтыжка, мальчик Коля.
Воспитатель: Катя хочет угостить своих гостей. Давайте посадим гостей к столу.
Маша, посади за стол зайчика. (Ребенок сажает игрушку, а воспитатель активизирует речь остальных детей: «Кому помогает сесть за стол Маша? Маша сажает за стол зайку».)
Давайте поможем Кате накрыть на стол. Вот в корзиночке Катя приготовила угощение для гостей (в корзинке морковь, банан, апельсин, малина, яблоко). Давайте выложим все на блюдо.
Дети достают из корзинки знакомые продукты и отвечают на вопросы воспитателя: что это? Какого цвета? Как его можно съесть? Надо ли снимать кожуру?
Затем каждому ребенку дается короткая инструкция типа: «Максим, поставь вазу с печеньем на середину стола. Инна поставит вокруг вазы блюдца, а на каждое блюдце Женя поставит чашку». Все дети выполняют поручения, расставляя чайную посуду на столе.
Воспитатель: Стол накрыт, гости сели за стол. Теперь они выберут себе угощение.



Как вы думаете, что выберет зайка - попрыгайка?
Почему ты думаешь, что он выберет морковку?
(Зайка - попрыгайка выберет морковку, потому что любит ее.)
Так распределяются все продукты. Медвежонок любит ягоды - угостим его малиной. Мальчик Коля любит яблоки. Кате достается апельсин.
Катя: Ребята, вы тоже пришли ко мне в гости. Я хочу угостить вас чаем с печеньем.
Дети садятся за стол и угощаются.
Затем гости благодарят Катю за вкусное угощение.
Играют в хороводную игру «Каравай».
Вежливо прощаются.



Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук, способствующие успешному освоению навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков.

Формирование умения самостоятельно пользоваться ножом
«Покормим зверей салатом»
Задачи:
-закреплять навык правильной еды - держать правильно ложку (тремя пальцами - указательным, средним, большим);
-нарезать пластилиновые овощи пластмассовым ножом;
-перемешивать большой ложкой салат в миске; кормить кукол салатом.
Словарь: огурец, помидор, лук; салатница, ложка; держу, отрезаю, перемешиваю, кормлю.
Оснащение: игрушечные звери; пластилиновые овощи, пластмассовый нож, вилка.
Ход игры: принесите красиво украшенную коробку и предложите ребенку посмотреть, что в ней (игрушечные звери). Скажите: «Звери пришли к тебе в гости из леса.
В лесу сейчас холодно и голодно. Надо бы их чем-нибудь угостить». Предложите ребенку сделать овощной салат и угостить зверей.
Рифмовка: Я сегодня не скучаю,
Всех салатом угощаю.
Звери на пеньке сидят
И салатик мой едят.
Ребенок должен приготовить "салат":
· нарезать пластилиновые овощи;
· сложить их в салатницу;
· круговыми движениями большой ложкой перемешать салат в салатнице;
· положить салат большой ложкой каждому гостю на тарелочку;
· угостить зверей салатом.
«Чай для кукол»
Задачи:
-закреплять навыки пользования чашкой - держать чашку за ручку;
-обогащать игровые действия - научить кукол пить чай из чашки;
-закреплять знание «чайной церемонии»: вскипятить воду, заварить чай, налить в чашку кипяток и заварку.
Словарь: чай, кипяток, заварка, чашка, чайник; наливаю, завариваю, угощаю; горячий, крепкий, вкусный.
Оснащение: игрушечный чайный сервиз, кукла.
Ход игры: расставьте перед ребенком чайный сервиз.
Рассмотрите вместе предметы посуды. Попросите ребенка назвать каждый предмет.
Покажите куклу, скажите, что кукла пришла к ребенку в гости, а гостей принято угощать.
Рифмовка: Таню в гости приглашаю,
Чаем с плюшкой угощаю.
Пей, Танюша, чай!
Пей и не скучай!
Предложите ребенку приготовить чай (положите перед ним мнемокарту с рисунками, изображающими последовательность действий при приготовлении чая). Когда чай будет готов, предложите ребенку напоить кукол и взрослых, играющих с ним.

Игры и упражнения, направленные на формирование навыка приема пищи
Д/и «Кормление куклы»
Задача:
-научить простейшим действиям с сюжетными игрушками (кормление), прививать гигиенические навыки;
-вызывать речевую активность; воспитывать добрые чувства к кукле.

Сюжетно - отобразительная игра «Встреча подружек куклы, угощение их чаем»
Задачи:
-знакомить детей с предметами посуды: учить называть их, узнавать по слову, использовать по назначению;
-учить сервировать стол к чаепитию;
-воспитывать желание заботиться о кукле.
• Д/и «Накормим куклу кашей»
Задачи: рассматривание тарелки, столовой ложки, салфеток. Обучение культурно -гигиеническим навыкам.

Дидактическая игра "Что чем едят"
Карточки с изображением различных продуктов и блюд,
- дети должны правильно подобрать карточку - что едят руками
Что едят ложкой
Что едят вилкой
Что едят вилкой и ножом
Спасибо всем, чьи фотографии я использовала для создания данной игры!
Правила поведения за столом
Аккуратно кушай хлеб -
Это кухня, а не хлев.
Не вертись юлой на стуле,
Головой не лезь в кастрюлю.
Будешь печь ты пироги -
Нос, смотри, не обожги.
Супчик кушай аккуратно, Не выплевывай обратно.
Хлебных крошек не кроши, Таракашек не ищи.
Пей чаек, не проливая. Что за лужица большая?
Что за грохот? Что упало? Маша за столом мечтала.
Не корми котлетой кошку, А сама поешь немножко.
Вытирай салфеткой рот И, не капай на живот.
Ложкой ешь кисель и кашу, Суп, пюре и простоквашу.
Вилкой можно брать картошку, Мясо, рис (не надо ложкой).
Ручкой можно брать пирог, Глазированный сырок. И скажи спасибо всем, У кого ты пищу ел.




hello_html_5177ecce.png


1 комментарий: