Как научить ребенка пересказывать текст?
Что такое пересказ, и каким он должен быть
Пересказ — один из важнейших видов работы, который объединяет все предметы в школе, как гуманитарные, так и технические. Обычно под пересказом понимают изложение прочитанного текста своими словами.
Важно! Ребенка нужно учить не столько пересказу, сколько пониманию текста. Порочная практика механического пересказа или простого заучивания отдельных предложений и абзацев приводит к тому, что в памяти остаются пробелы: тема не понята, а значит, не усвоена.
Вот несколько приемов, которые помогут подготовить ребенка к пересказу:
Это поможет приучать ребенка к выделению ключевых моментов, основной идеи текста.
Маленькие хитрости, которые помогут лучше запомнить содержание
- Читая текст, рисуйте мысленно картину — подробно, в красках, с запахами и звуками. Так, при прочтении художественного произведения мысленно можно даже кино снять. Это поможет лучшему запоминанию образов и описанных в тексте событий.
- При чтении не проговаривайте слова вслух и не старайтесь повторять ключевые моменты сразу, в процессе чтения. Это мешает целостному восприятию текста.
- Если текст сложный, попробуйте читать вслух и "с чувством, толком, с расстановкой".
- Большой текст уместно разделить на части (но не более 7) и пересказывать части отдельно.
- Психологи утверждают, что содержание текста лучше откладывается в памяти, если читать перед сном. Этот совет пригодится, если вы работаете над пересказом объемного текста, а в запасе есть 1-2 дня.
- Найдите "благодарного слушателя". Если ваш пересказ слушают с интересом, пересказывать легче.
И главное — пересказу невозможно научится сразу, за один день. Тут важна планомерная, постепенная и постоянная работа. Ведь умение пересказывать пригодится не только в школе, но и в дальнейшей жизни.
Развиваем речь детей
Четвертый год жизни является
переходным из раннего детства к дошкольному. Этот период характеризуется
стремлением ребёнка к самостоятельности, развитием наглядно-действенного
мышления, активным развитием речи.
Своевременное
и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий
нормального развития ребёнка в дальнейшем и его успешного обучения в
школе.
Работа
по развитию речи детей находится в тесной связи с обогащением представлений об
окружающем. Чем шире круг знаний ребёнка об окружающих предметах и явлениях,
тем богаче его речь. Расширение словаря происходит на фоне непосредственных
действий с предметами. В этом возрасте обогащается словарь названиями растений,
предметов питания, одежды, мебели, животных, игрушек.
Расширяя
словарь, следует одновременно формировать умение высказывать элементарные
суждения. Чтобы ребёнок мог выразить свою мысль в связной форме, его надо
научить наблюдать, выделять главное, понимать связь и причинно-следственные
отношения. Здесь существенную роль играют вопросы взрослых, которые будут
подводить ребёнка к высказыванию «Как ты думаешь?», «Зачем?», «Почему?»…
Развивая связную речь, следует учить детей:
• Понимать
разнообразные вопросы и отвечать на них;
• Задавать
вопросы;
• Активно
включаться в разговор;
• Объяснять
содержание картины, ситуации;
• Рассказывать
о предметах, игрушках, событиях. Узнавание действий на картине
– важный элемент развития фразовой речи. Вот стоит девочка, плачет, в небо
устремлён воздушный шар. Спросите: «Как ты думаешь, почему девочка плачет, что
с ней случилось?». Пусть ребёнок подумает и даже пофантазирует, придумает
окончание истории.
Ребёнок
этого возраста уже может составить рассказ по памяти о том, что он видел.
Значит, в повседневном общении нужно побуждать его к воспоминаниям и
рассказам о каких-то интересных событиях.
Для
ребёнка 3-4 лет речь является средством общения не только со взрослыми, но и со
сверстниками. Поэтому следует поддерживать стремление ребёнка активно вступать
в общение, откликаться на вопросы и предложения взрослого, высказываться,
выражать свои желания, чувства, мысли. Поощряйте интересы ребёнка к делам
сверстников, желание общаться с ними. В этом возрасте происходит становление
нравственных качеств, поэтому учите ребёнка понимать эмоциональное состояние и
настроение других: друзей, родственников, сказочных героев. После просмотра
мультфильма или чтения книги обязательно обсудите содержание: кто поступил
хорошо, кто – плохо, почему так нельзя делать. Упражняйте ребёнка в ситуациях,
в которых нужно пожалеть, утешить, помочь (например, кукла заболела, зайка
грустный…).
Грамматический строй речи заключается в:
• развитии
умения согласовывать слова в предложении;
• употреблении
ласкательно-уменьшительных слов;
• употреблении
прилагательных, глаголов.
Предлагаемые задания:
• «Один
– много»: матрёшка-матрёшки, машина-машины.
• «Назови
детёныша»: кошка-котёнок, утка-утёнок, медведь-медвежонок, собака-щенок…
• «Добавь
слово»: дом – домик, стол-…(столик), ложка-…(ложечка), стул-…(стульчик).
Звуковая культура речи. Обследование речи
специалистом-логопедом начинается с 5-ти лет, так как считается, что до 5-ти
лет происходит становление речи. Но не следует ждать до этого возраста, пока у
ребёнка закрепится неправильное произношение звуков, родителям нужно уже сейчас:
• развивать
речевой аппарат (подвижность языка, губ при помощи простых упражнений,
например: «Язычок спрятался, показался», «Язычок красит стены в своём домике»,
«Язычок выглядывает, нет ли дождика»);
• поощрять
звукоподражание, звуковое сопровождение игровых действий в играх: «Лошадка»,
«Паровоз», «Как гудит машина?», «Как рычит медведь?»…
• упражнять
в правильном произношении гласных и согласных звуков (не допускать сюсюканье).
Можно повторять с детьми чистоговорки, например: «Баю, баю, баю – куколку
качаю», «Люли, люли, люли – куколки уснули», «Шапка, да шубка – вот и весь
Мишутка».
• развивать
фонематический слух (в играх «Угадай, что звучит?», «Кто тебя позвал?»).
• Развивать
речевое дыхание: исполнение длинных песенок (предлагать длительно (2-3 сек) на
одном дыхании произносить звук на выдохе: «а-а-а-а», «у-у-у»…).
• Развивать
речь и мелкую моторику в пальчиковых играх. Секрет волшебной взаимосвязи мелкой
моторики и развития речи состоит в том, что при выполнении мелких движений
пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору
головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки
коры головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка. Вот почему при
выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи, а
значит, и мышления.
И
помните, что дети во всём подражают взрослым. Очень хорошо, когда ребёнок
слышит правильную речь, произведения художественной литературы, устное народное
творчество.
Мы предлагаем вам, уважаемые
родители знакомиться и с нашей работой по становлению правильной речи у детей.
Существует множество интересных и эффективных методик. Приглашаем вас к тесному
взаимодействию.
Мнемотехника
При развитии речи детей вполне
обосновано использование творческих методик, технологий. Одной из таких методик
является мнемотехника. Мнемотехника – это совокупность правил и приемов,
облегчающих процесс запоминания информации.
Задачи мнемотехники:
1. Обогащение активного и пассивного
словарного запаса.
2. Расширение представлений об
окружающем мире.
3. Развитие связной устной речи.
4. Развитие слуховой и зрительной
памяти.
5. Развитие внимания.
Метод мнемотехники включает в
себя разные приёмы:
• модели (условно-схематичные,
двигательно-серияционные, временно– пространственные, схематичные, силуэтные
изображения, символические);
• картинографию;
• коллажи;
• планы-схемы;
• мнемотаблицы.
Дети легко осваивают мнемотаблицы.
Содержание мнемотаблиц – это графическое или частично графическое изображение
персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и другое, путём
выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать
условно наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений, пальчиковых
игр, загадок, пословиц, поговорок. Суть заключается в том, что на каждое слово
или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким
образом, все произведение зарисовывается схематически. После этого ребенок по
памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком. Для
изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности.
Мнемотаблицы используются для:
• обогащения словарного
запаса;
• при обучении составлению
рассказов;
• при пересказах
художественной литературы;
• при отгадывании и загадывании
загадок;
• при заучивании
стихотворений.
В результате использования
приемов мнемотехники дети
охотнее пытаются повторить за педагогом текст, некоторые самостоятельно
составляют и проговаривают предложения,
короткие рассказы. У детей
повышается концентрация внимания. Необходимо подчеркнуть, что мнемотаблицами не
ограничивается работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего, как
начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как
использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать
зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Комментариев нет:
Отправить комментарий